23 декабря, 2024

Театр Пушкина и проклятие Алисы Коонен

Популярное

Поделиться

Театр Пушкина и проклятие Алисы Коонен
Фото: https://msbpartner.ru/

В самом центре российской столицы, по адресу Тверской бульвар, 23, расположен Московский Драматический театр им. А.С. Пушкина (в прошлом – Камерный). Как и всякое старинное здание, он окружен множеством легенд и преданий. Так, рассказывают, что некогда театр был проклят знаменитой актрисой Алисой Коонен.

Бухгалтерские курсы в «каменных палатах»

Особняк, в котором сегодня размещается театр, был построен в XVIII в., во времена Екатерины Великой. В 1779 г. тайный советник князь И.А. Вяземский продал «каменные старые палаты» в приходе церкви Иоанна Богослова за 3300 золотых рублей бригадирше А.С. Дмитриевой-Мамоновой. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось в угоду владельцам. После генерал-майора И.Ф. Дмитриева-Мамонова особняком владел полковник П.А. Кологривов, а затем дворяне Вырубовы. В середине XIX столетия фасад постройки был отделан в модном тогда эклектичном стиле.

В начале XX в. дом принадлежал действительному статскому советнику Портнову, сдававшему первый этаж клубу циклистов (так в то время называли велосипедистов) и музыкально-драматическому кружку. На втором этаже размещалась частная гимназия.

В 1911 г. особняк приобрели братья Паршины, которые стали сдавать его в аренду не то под квартиры, не то под конторы – вроде бы там разместились бухгалтерские курсы и воинское присутствие.

«В нем что-то есть…»

В 1914 г. режиссер Александр Таиров выкупил у Паршиных здание, чтобы устроить в нем Камерный театр. Его жена, актриса Алиса Коонен, впоследствии вспоминала:
«Мое внимание еще раньше привлекал один особняк с красивой дверью из черного дерева. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нем “что-то есть”».

Сделка состоялась. В мае 1914 г. особняк в очередной раз реконструировали, пристроив к нему зрительный зал и сцену. Анфилада залов внутри превратилась в парадное фойе. 12 декабря того же года в Камерном театре прошел первый спектакль — «Сакунтала», поставленный по драме древнеиндийского автора Калидасы.

Грянувшая революция, конечно, повлияла и на театральную жизнь. В 1933 г. храм Иоанна Богослова был закрыт и частично разрушен. В бывшей церкви разместились театральные мастерские и общежитие Камерного театра. Но сам театр продолжал существовать и процветать.

Театр «по-советски»

Все изменилось в 1949 г., после смерти Таирова. Камерный театр закрылся. В 1950 г. было решено открыть в здании на Тверской Театр им. Пушкина. Почему Пушкина, ведь он был прежде всего поэтом, а не театралом, хотя и пьесы писал? Возможно, потому что имя Пушкина хорошо знал и простой народ, он был одним из официально одобренных дореволюционных деятелей литературы и искусства, его произведения входили в учебники…

Итак, главным режиссером назначили народного артиста СССР, трижды лауреата Сталинской премии Василия Ванина. Власти поручили ему организовать «советский театр», репертуар которого должен был состоять из русской классики и пьес современных советских драматургов. При этом часть труппы Камерного театра, включая вдову Таирова Алису Коонен, перешла в новый театр.

Но сначала в здании устроили капитальный ремонт с реконструкцией. Подмостки возвели прямо над церковным кладбищем, зрительный зал отделали пунцовым бархатом и позолотой, над сценой повесили хрустальную люстру и герб СССР, а на месте бывшего кабинета основателя Камерного театра Александра Таирова устроили туалет. Это привело Коонен в ярость. Говорят, она прокляла театр…

Бабочка и мужчина во фраке

Впрочем, говорят, при жизни актрисы все было тихо. Но после кончины Алисы Георгиевны в 1974 г. ее квартиру на втором этаже здания, с окнами, выходившими на Большую Бронную, соединенную с театром общим коридором и имеющую отдельный вход, сделали частью театра и разместили там гримерные и малый репетиционный зал. Вот с тех пор-то и началась чертовщина: сами собой трескались зеркала, гасли люстры, переворачивались картины… Театр хирел: новые постановки оказывались неудачными, публика не шла…

А время от времени сотрудники театра встречали в коридорах призрак Алисы или видели ее прозрачный силуэт на последних рядах… Это всегда предвещало, что очередной спектакль провалится.

Так продолжалось несколько десятилетий. Но как-то раз во время представления на сцену вылетела огромная тропическая бабочка необыкновенной красоты. Она покружилась над подмостками и скрылась за кулисами. Говорят, что это была душа Алисы Коонен, которая прилетела попрощаться с театром…

С тех пор все безобразия прекратились, и театр стал опять процветать. Да и храм Иоанна Богослова в 90-е гг. восстановили, вернув его Русской православной церкви.

Но в темных пустых коридорах порой раздаются легкие женские шаги… Или еще: мелькнет в коридорах силуэт мужчины в черном фраке – значит, вскоре в театре сменится руководство. Мужчина в черном – не кто иной, как сам Таиров…

Может, конечно, история с проклятием и призраками – не более чем вымысел, призванный вызвать интерес к театру. Но легенда придает учреждению культуры уникальный романтический ореол, которого нет у прочих храмов искусства.

Поделиться

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии